МедУход.ru - руководство для ухаживающих за больными

МедУход главная страница | карта сайта | о сайте
spacer
spacer
spacer
spacer Спешите делать добро!
Сестра и больной
Навигация по сайту:

     Составляющие ухода
     Заболевания
     Лежачий больной
     Пожилой человек
     Умирающий
     Проблемы больного
     Предметы ухода
     Справки
     Библиотека

 
Поиск по сайту:





?print>Версия для печати

Слуха нарушения

Снижение слуха (тугоухость) является серьезной медицинской и социальной проблемой. Нарушениями слуха страдает 10-15% населения. Особенно часто эта проблема возникает у людей старших возрастных групп. Согласно статистике, среди людей в возрасте от 50 до 60 лет слабослышащих примерно 20%. В возрастной категории 60-70-летних эта величина возрастает до 30%, а для людей старше 70 лет - превышает 40%. К 40-50 годам наступает заметное ослабление восприятия высоких частот и, соответственно, снижение слуха на высокие тона, а в дальнейшем присоединяется и снижение восприятия низких звуков. С возрастом также нарушается разборчивость речи, особенно в шумной обстановке и определение пространственной локализации источников звука.

При тугоухости нарушается распознавание звуковой информации, поступающей из внешней среды. В норме минимальная слышимая ухом интенсивность звука - 1-20 децибел (дБ) (неакцентированная шепотная речь с расстояния 6 м). Характер нарушений слуха больного зависит от порога слышимости:

  • 20-40 дБ - с трудом слышит тихий голос и разговор на расстоянии;
  • 40-55 дБ - разбирает разговорную речь с расстояния 1-1,5 м;
  • 55-70дБ - разбирает только громкую речь;
  • 70-90 дБ - может слышать громкий голос с расстояния около 30 см;
  • более 90 дБ - может различать только очень громкие звуки, но не рассчитывает на слух как источник информации.

Снижение слуха воспринимается людьми очень тяжело, вызывая тягостные переживания. Тугоухость неизбежно влечет за собой в разной степени выраженную изоляцию от внешнего мира, потерю способности общаться с людьми, лишает больного способности адекватно реагировать на опасности окружающей среды. Часто психологическими последствиями тугоухости становятся раздражительность, замкнутость, подозрительность, подавленность, депрессия. Появляющиеся странности поведения и антисоциальные наклонности больного могут восприниматься ближайшим окружением как проявления психических заболеваний.

Тугоухость часто развивается постепенно и малозаметно для самого больного. На ранних этапах развития тугоухости больные склонны объяснять нарушения своего слуха усталостью, наличием посторонних шумов, слабой силой звука или речи, невнятной дикцией собеседника и другими причинами. Многие больные не хотят признаваться себе в том, что они плохо слышат, потому что считают потерю слуха физическим недостатком или одним из главных доказательства наступающей старости. Часто тугоухость первыми замечают не больные, а окружающие их люди.

При подозрении на тугоухость необходима консультация оториноларинголога, который должен провести полное аудиологическое исследование для установления причины тугоухости и определить тактику лечения.

Основными способами коррекции тугоухости являются:

  • слухопротезирование - использование слуховых аппаратов;
  • использование технических средств бытовой и профессиональной адаптации;
  • применение специальных правил общения с плохослышащими.

Слухопротезирование (использование слуховых аппаратов)

Современные слуховые аппараты могут:

  • компенсировать нарушение восприятия громкости и частоты звуков;
  • обеспечивать высокую разборчивость речи (в тишине, в шумной обстановке, при групповой беседе);
  • обеспечивать естественность восприятия (речи, собственного голоса, музыки, звуков окружающей среды);
  • автоматически поддерживать комфортный уровень громкости;
  • автоматически адаптироваться к различным акустическим ситуациям;
  • надежно воспроизводить сигналы опасности;
  • обеспечивать разговор по телефону без проблем.

При использовании слуховых аппаратов необходимо соблюдение следующих правил:

  • пользоваться аппаратом и ухаживать за ним нужно согласно инструкции производителя;
  • следите за тем, чтобы слуховой аппарат был всегда сухим;
  • нельзя надевать его во время купания, умывания, приема душа;
  • следите за тем, чтобы ушная сера не забивала наушники;
  • при использовании слухового аппарата в большой группе людей, где может быть много раздражающих звуков, необходимо уменьшить громкость;
  • для того чтобы батарейки дольше на разряжались, следует выключать слуховой аппарат, если в нем нет необходимости;
  • приобретайте элементы питания для слуховых аппаратов в лицензированных центрах слухопротезирования, которые могут нести ответственность за качество;
  • приобретая элементы питания, обращайте внимание на дату истечения срока гарантированного использования;
  • используйте воздушно-цинковые элементы известных фирм, как более емкие и надежные;
  • удаляйте наклейку с воздушного отверстия непосредственно перед установкой в слуховой аппарат. Помните, что разряд батарейки начинается с момента снятия наклейки.
  • используйте батарейку до конца, после чего вставьте новую. Не храните уже использованные батарейки;
  • для определения годности батарейки в процессе ее эксплуатации используйте специальный тестер, который можно приобрести в центрах слухопротезирования;
  • всегда имейте при себе запасную новую батарейку;
  • для определения времени замены батарейки в отсутствии специального тестера необходимо помнить, что это время может варьироваться от нескольких дней до нескольких недель, в зависимости от емкости конкретной батарейки и конкретной звуковой обстановки, где пользователь находится основную массу времени;
  • учитывайте изменение окружающей обстановки: чем в более шумной обстановке вы находитесь, тем меньший срок проработает ваша батарейка.

Использование технических средств бытовой и профессиональной адаптации

В настоящее время существует много приборов позволяющих преобразовать звуковой сигнал. Такие приборы могут быть простыми приспособлениями преобразующими, например, с помощью электрического провода звук дверного звонка в свет сигнальной лампочки, расположенной в комнате или любом другом месте. Это могут быть и дорогостоящие фирменные приборы, например, беспроводные вибрационно-световые индикаторы дверного, телефонного звонков и сигнала домофона, позволяющие слабослышащему получить нужную информацию в любом месте на определенной территории.

Разработаны устройства, в виде пульта с дисплеем и встроенным микрофоном с изменяемыми характеристиками направленности, что позволяет оптимизировать процесс общения с одним или несколькими собеседниками в условиях умеренного или повышенного окружающего шума.

Созданы специальные телефоны, конвертирующие речь в текст или изображение артикулирующего лица для чтения с губ.

В продаже имеются и часы будильники с вибросигналом.

Применение специальных правил общения со слабослышащими

Независимо от причины, вызвавшей тугоухость, при общении со слабослышащим человеком, необходимо соблюдать следующие правила:

  • перед началом разговора слегка прикоснитесь к руке человека, чтобы обратить на себя внимание;
  • убедитесь, что слуховой аппарат включен и нормально работает;
  • так как слабослышащий человек плохо воспринимает речь, если есть звуковые помехи, во время разговора устраните посторонние звуки в помещении (выключите телевизор или радио, закройте окно или дверь, попросите не разговаривать других людей, находящихся в помещении и т.п.);
  • многие слабослышащие хорошо читают по губам, поэтому, разговаривая с человеком, располагайтесь лицом к лицу, чтобы он мог видеть движения Ваших губ и выражение лица, не прикрывайте рот рукой во время разговора, стойте так, чтобы Ваше лицо было хорошо освещено;
  • при разговоре расстояние между говорящим и слушающим не должно быть более 2 м;
  • говорите медленно, внятно и немного громче, чем обычно;
  • говорите короткими фразами, небольшими смысловыми блоками, избегайте лишних слов, слов паразитов; после каждого из них убедитесь, что собеседник вас понял;
  • не произносите слова неестественно, намеренно по слогам и не кричите;
  • разговаривайте чётко и спокойно - это помогает человеку, который читает по Вашим губам, лучше Вас понять;
  • не повторяйте одно и то же слово несколько раз;
  • старайтесь произносить предложения монотонно - не понижайте голос в середине или в конце фразы;
  • используйте жесты и мимику для того, чтобы помочь объяснить, о чём Вы говорите;
  • если человек плохо слышит на одно ухо, то необходимо расположиться со стороны его лучше слышащего уха;
  • если человек Вас не понимает - пишите сообщения на бумаге;
  • если Вы видите, что человек не понял Вас, измените слова, а не громкость Вашего голоса. Крик иногда только ещё больше огорчает человека, и он всё равно не может понять, о чём Вы говорите;
  • будьте доброжелательны при разговоре со слабослышащим, иначе он, скорее всего, обидится на вас и не захочет продолжать разговор;
  • высокие тоны также трудно воспринимаются человеком, имеющим проблемы со слухом;
  • старайтесь в присутствии слабослышащего человека не разговаривать с другими людьми шепотом или тихо - это может вызвать раздражение или обидеть его; он может увидеть в этом какой-нибудь злой умысел или насмешку над собой;
  • в экстренной ситуации не забудьте помочь людям со сниженным слухом, потому что они могут не услышать сигнал или указания к действию.


 Информация и поддержка: © Свято-Димитриевское училище сестер милосердияКруглый стол по религиозному образованию и диаконииИнформационно-образовательный центр "Соучастие"




Составляющие ухода | Заболевания | Лежачий больной | Пожилой человек | Умирающий
Проблемы больного | Предметы ухода | Справки | Библиотека
h-line
 Информация и поддержка: © Свято-Димитриевское
 училище сестер милосердия
Круглый стол по
 религиозному образованию и диаконии
,
 Информационно-образовательный центр "Соучастие"
 Худ. оформление: © 2002 IP Form